Гендерная политика в любой стране является показателем зрелости социальных институтов общества.
У нас тоже этот вопрос отдан под общественный контроль неправительственных организаций, кризисных центров, которые отчасти и были в числе инициаторов ужесточения закона о насилии в отношении женщин и детей. Активное движение в этом направлении началось с Послания народу Казахстана «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество», озвученного Главой государства 1 сентября 2022.
В программном документе было особо подчеркнуто: «В обществе уже долгое время поднимается вопрос о криминализации насилия в семейно-бытовой сфере. Пришло время ужесточить ответственность за подобные деяния. Нельзя, чтобы пострадавшие от семейно-бытового насилия боялись осуждения общества или давления с чьей-либо стороны. Для этого полицейские должны очень деликатно работать с ними, принимая все необходимые меры».
Я бы выделила посыл, направленный сотрудникам полиции – деликатно работать.
Сегодня после вступления в силу поправок, ужесточивших этот закон, большая работа в данном направлении возложена на правоохранительные органы. Вопросы противодействия дискриминации и насилию, семейно-бытовым правонарушениям находятся теперь в зоне пристального внимания органов внутренних дел.
В свете законодательных изменений меняется парадигма - переход от заявительного к выявительному характеру регистрации бытовых правонарушений; исключение возможности повторного примирения сторон и ужесточение административной и уголовной ответственности за бытовое насилие, торговлю детьми.
И в этом направлении к практике была подключена наука. Так, сотрудниками Алматинской академии МВД РК им. М.Есбулатова были разработаны Методические рекомендации на тему «Особенности расследования фактов скрытой торговли несовершеннолетними и незаконной их передачи третьим лицам». Тема сложная, поэтому внедрение методики стало полезным инструментарием в повседневной работе территориальных подразделений органов внутренних дел.
Как показывает зарубежный и отечественный опыт, эффективность полицейской деятельности в противодействии подобным деяниям во многом зависит от комплексного сотрудничества с общественностью. Только при поддержке общества, создании партнерских доверительных отношений между полицией и населением можно обеспечить правопорядок на социально ожидаемом уровне.
Почему в предупреждении и искоренении гендерного насилия упор делается именно на общество – неправительственные организации? Это продиктовано, прежде всего, тем, что именно они непосредственно работают с жертвами насилия, активно оказывают правовую помощь населению, участвуя в выработке рекомендаций по пресечению подобных правонарушений.
В силу традиций и менталитета женщина, испытавшая насилие в любых его проявлениях, не побежит в полицию. Она боится, что её осудят родственники. Поэтому многие преступления на бытовой почве в обществе было принято замалчивать. Но безнаказанность порождает беззаконие. К бытовому насилию в обществе должна быть нулевая терпимость.
В этой связи, пересмотрев и ужесточив национальное законодательство в данной сфере, важно подключить к борьбе с этими явлениями сильные гражданские институты, способные объединить потенциал государственных и общественных структур в защите лиц, подвергшихся насилию. Это особенно касается сельской местности.
Государственная политика, направленная на защиту прав человека и семейных ценностей, требует внедрения новых форм и технологий работы с «группами риска», профилактики семейного неблагополучия. Численность участковых инспекторов по делам несовершеннолетних и инспекторов по защите женщин от насилия увеличена и доведена до установленных нормативов. Однако проблема все еще остается актуальной.
В свете ее решения Алматинская академия совместно с Департаментом полиции г.Алматы инициировала научное исследование «Насилие в семье: гендерный аспект». Признано важным обеспечить грамотное правовое сопровождение лиц из «группы риска», ведь зачастую противоправные деяния против членов семьи имеют не только латентный, но и рецидивный характер. Меры профилактики требуют тесного взаимодействия с общественностью, поэтому разработка конкретных инструментов поддержки женщин, пострадавших от гендерного насилия и насилия в семье все еще остается актуальной.
Надо признать, что пока не достигнута должная организация межведомственного сотрудничества и взаимодействия, заинтересованные органы на практике ограничиваются зачастую обменом отчетно-аналитической информацией и обсуждением проблем бытового насилия на встречах за круглым столом и конференциях.
Для преодоления разобщенности, эффективного решения проблемы и оперативного обмена информацией было бы целесообразным создание единой информационной базы о правонарушениях в сфере семейно-бытовых отношений и их жертвах.
Данная мера, по мнению многих экспертов, позволила бы включать в нее сведения общественных объединений и иных институтов гражданского общества, занимающихся профилактикой и решением данных социально значимых проблем. Наряду с этим, более гибким и оперативным должен быть механизм мониторинга и отчетности, создав действующую систему сбора и анализа соответствующей статистической информации.
Анализ и знание в целом обстановки будет способствовать определению приоритетов и направлений работы, разработав стандартизированную модель межведомственного взаимодействия правоохранительных органов и общественности.
В этом плане полезен опыт Департамента полиции г. Алматы по реализации проекта «Партнерство как инструмент профилактики бытового насилия». Инициатива направлена на объединение усилий государственных органов и организаций в сфере здравоохранения, образования с местными исполнительными органами, прокуратурой и НПО. Задачи – анализ эффективности системы выявления рисков повторного бытового насилия, возможности ее внедрения в деятельность местной полицейской службы.
Определив слабые места, можно выработать рекомендации по совершенствованию деятельности правоохранительных органов в данной сфере, обозначив критерии эффективности взаимодействия полиции с общественностью. Ведь одних сил полиции в этом вопросе недостаточно, необходимо усиление совместной работы участковых инспекторов и сотрудников ювенальной полиции с населением и институтами гражданского общества.
Не только своевременно реагировать на факты совершившихся преступлений, но и вести работу по повышению правовой грамотности и информированности граждан, воспитанию в обществе семейных ценностей и равноправия, привлекая к ней представителей гражданского общества, экспертов и заинтересованных государственных органов.
Надо обучать этой работе, проводя специальные тренинги, курсы повышения квалификации сотрудников государственных и правоохранительных органов, представителей общественных и неправительственных организаций. В объективе внимания должны быть жертвы и пострадавшие от насилия, а также лица из «группы риска».
В этом плане полезен опыт взаимодействия ведомственных ВУЗов Министерства внутренних дел с заинтересованными органами, ведомствами и НПО. Здесь можно проводить специализированные тренинги и тематические занятия для сотрудников ОВД, активно внедряя итоги научных исследований в сфере противодействия насилию в отношении женщин и детей, используя зарубежный опыт и лучшие международные методики. Существующие эффективные наработки зарубежных экспертов позволят сократить время для апробации новаций, рационально распределять ресурсы, координировать совместные усилия.
Карлыгаш БАЙМУРАТОВА
Компонент комментариев CComment