Задачами законодательства Республики Казахстан на транспорте и в дорожном хозяйстве являются обеспечение безопасности дорожного движения, защита здоровья населения и ликвидация последствий дорожно-транспортных происшествий.
Под безопасностью дорожного движения понимается состояние дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, а также от негативных воздействий дорожного движения на экологическую обстановку, здоровье населения.
Правонарушения на транспорте являются наиболее опасными, могут повлечь наступление тяжелых последствий и создать реальную угрозу жизни и здоровью не только для самого лица, привлекаемого к административной ответственности, но и других граждан, поэтому дела данной категории требуют более ответственного подхода при их рассмотрении.
Административная ответственность за правонарушения в сфере транспорта и дорожного хозяйства предусмотрена статьями 559 – 635 главы 30 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (всего 75 статей). Большинство данных статей являются бланкетными, предусматривают ответственность за нарушения ПДД, совершенные при различных обстоятельствах. Из указанных 75 составов правонарушений судам подсудны - 16. В частности, статьи 563 (часть 2), 564 (часть 5), 569 (части 1, 2 и 4), 590 (части 2-1, 4, 4-1), 596 (части 3), 603 (части 1 и 2), 606 (часть 2), 607 (часть 2), 608, 610, 611 (части 2 и 3), 612 (части 3, 4-1), 613 (части 1, 3, 3-1, 4, 5, 9, 10 и 11), 615 (часть 2), 618, 621 (часть 3).
Остальные составы правонарушений по данной главе рассматриваются органами внутренних дел, военной полиции, государственных доходов, уполномоченным органом в области транспорта и коммуникаций, а также уполномоченным органом по регистрации сельско-хозяйственной техники.
Транспортные правонарушения носят весьма распространенный характер и составляют значительное количество рассматриваемых судами дел. В связи с этим, требуется тщательный подход к изучению материалов дел и, как следствие, правильное их разрешение в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
Основная масса рассматриваемых дел о правонарушениях на транспорте и в дорожном хозяйстве приходится на часть 1 статьи 610 КоАП.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 610 КоАП, выражается в противоправных действиях, нарушающих правила дорожного движения, повлекшие:
- повреждение транспортных средств, грузов, дорог, дорожных и других сооружений;
- повреждение иного имущества, причинившее материальный ущерб.
Санкция данной статьи предусматривает административное взыскание в виде административного штрафа в размере двадцати месячных расчетных показателей (20 МРП х 3 692 = 73 840 тенге) или лишение права управления транспортным средством на срок до шести месяцев.
Необходимо отметить, что Министр внутренних дел Республики Казахстан приказом от 30 июня 2023 года утвердил новые Правила дорожного движения, основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации.
В целом, Правила дорожного движения остались прежними.
Вместе с тем, изменен пункт оформления дорожно-транспортного происшествия, который предусматривает применение европейского протокола при незначительных авариях, без вызова полицейских.
Необходимым условием оформления евро протокола является:
– в ДТП участвуют только два транспортных средства;
– у участников ДТП отсутствуют разногласия по поводу того, кто является виновной стороной, а кто пострадавшей;
– наличие страхового полиса у обоих водителей;
– пострадало лишь транспортное средство;
– оба водителя согласны с размером страховой выплаты (сумма ущерба не должна превышает 100 МРП = 369 200 тенге).
Оформление ДТП возможно через мобильное приложение «Европротокол», которое доступно к скачиванию в App Store и Google Play по адресам: https://apps.apple.com/kz/app/europrotocol-app/id6470774500https://play.google.com/store/apps/details?id=kz.ipgf.europrotocol.android .
И самое главное: мобильные номера участников ДТП должны быть зарегистрированы в Базе мобильных граждан.
Скачать приложение «Европротокол» и заполнить сведения по ДТП необходимо обоим участникам ДТП, при этом оба водителя не должны покидать место происшествия до получения ими уведомления от страховщиков о принятии документа, то естьевро протокол – это упрощенное оформление документов о ДТП, которое осуществляется без участия сотрудников полиции.
Данное новшество экономит время и широко применяется в различных странах, вместе с тем, с учетом количества дел поступающих с начало года по статье 610 КоАП, которое не намного уменьшилось, можно сделать вывод о незначительном его использовании, возможно, это связано с разногласиями по сумме ущерба.
Алия БИСЕНАЛИНА, судья специализированного межрайонного суда по административным правонарушениям города Актобе Актюбинской области
Компонент комментариев CComment