Новейшая история независимого Казахстана подтверждает общее правило нынешнего времени: экономическое и политическое развитие страны должно быть обеспечено законодательством, способным  своевременно и адекватно реагировать на актуальные потребности современного общества и государства, а также полноценно регулировать ситуации, возникающие в жизнедеятельности населения страны.

Суды в данном случае, будучи уполномоченными на непосредственное применение закона, выполняют значимую для общества и государства задачу по восстановлению социальной справедливости, защите прав, свобод человека и гражданина в соответствии с международными стандартами.

В этой связи остаются актуальными вопросы развития доступности правосудия как ключевого элемента правопорядка всех демократических государств.

Очередным шагом, свидетельствующим о развитии в Республике Казахстан института доступности правосудия и конституционного права на судебную защиту, являетсясозданиетрех кассационных судов (по уголовным, гражданским и административным делам), начало работы которых ожидается с  1 июля 2025 года с перспективой введения порядка рассмотрения дел в «сплошной» кассации.

В настоящее время функции кассационной инстанции, т.е. пересмотра вступивших в законную силу судебных актов, выполняет Верховный Суд.

По действующему законодательству работа кассационных коллегий по гражданским, уголовным делам, делам об административных правонарушениях построена по принципу «выборочной» кассации. 

Его суть заключается в том, что жалобы и протесты на вступившие в законную силу судебные акты нижестоящих судов поступают сначала на предварительное рассмотрение судьями коллегии, по результатам которого в кассационном пересмотре может быть отказано. То есть вопрос о передаче дела на кассационное рассмотрение законодателем отдан на судейское усмотрение.

Таким образом, не все обжалованные и опротестованные судебные акты проходят кассационную инстанцию.По статистике, в среднем, только около 5-10 процентов  передается  на кассационное рассмотрение.

Такая процедура ограничивает доступ к кассационному пересмотру и, соответственно, не отвечает запросу общества на доступность правосудия.

«Сплошная» кассация отличается прежде всего стадией принятия дела к производству. В ней отсутствует предварительное рассмотрение. Все поступающие жалобы, протесты (при условии соответствия по форме требованиям УПК) принимаются к производству  и рассматриваются по существу коллегиальным составом не менее трех судей. В результате проверка судебных актов является не выборочной (по усмотрению суда), а обязательной.

Назревшая необходимость введения «сплошной» кассации,  когда дела будут рассматриваться сразу коллегией судей без предварительного рассмотрения (отбора),  явилась одной из основных причин решения о создании кассационных судов Республики Казахстан.

В условиях снятия ограничения на пересмотр судебных актов оставление кассационной функции Верховному Суду признается не целесообразным.

Во-первых, это приведет к увеличению судебной нагрузки, что потребует в целях обеспечения качественного рассмотрения увеличения штатной численности, дополнительного обеспечения необходимым количеством залов судебных заседаний.

Во-вторых, «сплошное» рассмотрение судебных дел не позволит на должном уровне осуществлять судьями Верховного Суда  другие возложенные законом  функции: нормотворчество и разъяснения судебной практики посредством принятия нормативных постановлений, формирование единообразного рассмотрения дел путем анализов и обобщений с дачей рекомендаций по проблемным вопросам, и другие.

Поэтому разумным решением является создание отдельных кассационных судов, дислоцированных в г. Астане, т.е. территориально обособленных от областей.

Верховному Суду будет оставлено рассмотрение наиболее сложных, значимых для государства и общества в целом судебных дел, сосредоточив его внимание на других главных направлениях работы – по формированию единообразной судебной практики и нормотворчеству.

Введение в судебную систему полноценно функционирующих кассационных судов – задача архиважная и на столько же архисложная.

Прежде всего потому, что «сплошная» кассация подразумевает значительный рост дел, подлежащих пересмотру. Это требует особенно скрупулезно рассчитать нагрузку и, соответственно, количество судей в кассационных судах. Если нагрузка будет большая и дела придется рассматривать «потоком», у судей физически не будет возможности глубоко изучить материалы, вникнуть во все нюансы каждого дела и принять ожидаемое сторонами законное и справедливое решение, которое к тому же необходимо мотивированно отписать. Судебная нагрузка в таком случае может нивелировать поставленные перед кассационными судами задачи.

Таким образом, создание отдельных кассационных судов с введением «сплошной» кассации повысит доступ к правосудию на стадии кассационного пересмотра вступивших в законную силу судебных актов. Это, в свою очередь,усилит ответственность судей первой и апелляционной инстанции за принимаемые ими решения, что должно способствовать повышению качества рассмотрения дел.

Инна КАРКАДА, судья Павлодарского областного суда

Компонент комментариев CComment