Семейно-бытовое насилие – это насилие или противоправное обращение одного человека по отношению другому, совершаемое в браке или сожительстве, также включает в себя насилие в отношении детей, родителей или пожилых людей (т.е. людьми, связанными между собой семейно-бытовыми отношениями).

В Кодексе Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» приводится разъяснение, что под семейно-бытовыми отношениями понимаются отношения между супругами, бывшими супругами, лицами, проживающими или проживавшими совместно, близкими родственниками, лицами, имеющими общего ребенка (детей).

В Казахстане вопросу бытового насилия уделяется особое внимание. Бытовое насилие в Законе «О профилактике бытового насилия» определено как «умышленное противоправное деяние (действие или бездействие) одного лица в сфере семейно-бытовых отношений в отношении другого (других), причиняющее или содержащее угрозу причинения физического и (или) психического страдания». Оно может выражаться в виде физического, психологического, сексуального и (или) экономического насилия.

Физическое насилие – умышленное причинение вреда здоровью путем применения физической силы и причинения физической боли.

Психологическое насилие – умышленное воздействие на психику человека, унижение чести и достоинства посредством угроз, оскорблений, шантажа или принуждение (понуждение) к совершению правонарушений или деяний, представляющих опасность для жизни или здоровья, а также ведущих к нарушению психического, физического и личностного развития.

Сексуальное насилие – умышленное противоправное действие, посягающее на половую неприкосновенность или половую свободу человека, а также действия сексуального характера по отношению к несовершеннолетним.

Экономическое насилие – умышленное лишение человека жилья, пищи, одежды, имущества, средств, на которые он имеет предусмотренное законом право.

Президент Республики Казахстан в своем послании народу Казахстана от 1 сентября 2022 года отметил, что «Ключевым фактором усиления защиты прав граждан и их безопасности являются глубокие реформы судебной и правоохранительной системы». В этой связи главой государства было поручено ужесточить наказание за сексуальное насилие, педофилию, распространение наркотиков, торговлю людьми, бытовое насилие против женщин и другие тяжкие преступления против личности.

В рамках реализации поручения Главы государства был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» №227-VII ЗРК от 20 апреля 2023 года (вступил в законную силу 01.07.2023 года). Указанным законом были внесены изменений в статьи 73, 73-1, 73-2, 461, 669 КоАП, согласно которым ужесточена административная ответственность в отношении лиц, совершивших административные правонарушения по указанным составам.

Так, согласно статье 73 КоАП за противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений: часть 1 предусматривает ответственность за нецензурная брань, оскорбительное приставание, унижение, повреждение предметов домашнего обихода и другие действия, выражающие неуважение к лицам, состоящим с правонарушителем в семейно-бытовых отношениях, нарушающие их спокойствие, совершенные в индивидуальном жилом доме, квартире или ином жилище, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, и влекло меру взыскания в виде предупреждения либо административного ареста на срок до пяти суток. То есть, суд при назначении меры взыскания, в виде ареста исходя из обстоятельств дела, личности виновного, характера совершенного административного правонарушения мог назначить от 1 до 5 суток.

Тогда как, после внесенных изменений срок административного ареста составляет пять суток. При повторном совершении указанного административного правонарушения в течение года после наложения взыскания до внесений изменения срок административного ареста составлял до 10 суток. Согласно внесенным изменениям сегодня срок административного ареста за повторное совершение противоправных действий в сфере семейно-бытовых отношений составляет 10 суток.

Также изменения были внесены в статью 73-1 «Умышленное причинение легкого вреда здоровью» и 73-2 «Побои».

В части 1-1 статьи 73-1 «Умышленное причинение легкого вреда здоровью, совершенные в отношении лица, состоящего с правонарушителем в семейно-бытовых отношениях», мера административного взыскания в виде ареста была изменена с «срок до пятнадцати суток», на арест «пятнадцать суток». В части 2 статьи 73-2 за совершение этого же правонарушения в течение года после наложения административного взыскания, мера взыскания в виде ареста была изменена с «срок до двадцати суток», на арест «двадцать пять суток».

Часть 1-1 статьи 73-2 «Побои, совершенные в отношении лица, состоящего с правонарушителем в семейно-бытовых отношениях» предусматривала альтернативную предупреждению меру взыскания в виде административного взыскания  «на срок до десяти суток», после внесенных изменений арест составляет «десять суток». Часть 2 указанной статьи за совершение этого же правонарушения повторно в течение года после наложения административного взыскания, предусматривала ответственность в виде ареста «срок до пятнадцати суток», после внесения изменений арест составляет «двадцать суток».

Статистические данные выглядят следующим образом

За первый квартал 2024 года:

– по статье 73 рассмотрено 287 дел в отношении 287 лиц, из них производство по делу прекращено в виду примирения сторон – в отношении 153 лиц. 133 лица привлечены к административной ответственности, из них в отношении 63 лиц применена мера взыскания в виде предупреждения, в отношении 4 лиц административный штраф в размере 5 МРП (лица, в отношении которых не применяется арест) и в отношении 66 лиц применена мера взыскания в виде ареста на 5 суток.

– по статье 73-1 рассмотрено 46 дел в отношении 46 лиц, из них производство по делу прекращено в виду примирения сторон – в отношении 14 лиц. 29 лиц привлечены к административной ответственности, из низ в отношении 12 лиц применена мера взыскания в виде предупреждения, в отношении 15 лиц административный штраф, в отношении 2 лиц применена мера взыскания в виде ареста.

– по статье 73-2 за нанесение побоев в первом квартале 2024 года рассмотрено 1 дело в отношении 1 лица с применением меры административного взыскания в виде штрафа.

За аналогичный период 2023 года, до внесения изменений в КоАП.

По статье 73 всего рассмотрено 52 дела в отношении 52 лиц, из них прекращено в виду примирения сторон в отношении 17 лиц. 35 лиц привлечены к административной ответственности, в том числе: в виде предупреждения – 14; в виде административного ареста – 21.

По статье 73, всего рассмотрено 34 дела в отношении 34 лиц, из них прекращено в виду примирения сторон в отношении 12 лиц. 20 лиц привлечено к административной ответственности, в том числе: в виде предупреждения – 7; в виде штрафа – 8, в виде административного ареста – 5.

По статье 73-2, всего рассмотрено 2 дела в отношении 2 лиц, из которых 1 дело прекращено в виде примирения, по 1 делу наложена мера взыскания в виде штрафа.

Вместе с тем немало внимания со стороны государственных органов, неправительственных правозащитных организаций уделяется профилактике бытового насилия.

Профилактика бытового насилия – это комплекс правовых, экономических, социальных и организационных мер, осуществляемых субъектами (государственными органами, органами местного самоуправления, организации и граждане РК) профилактики бытового насилия, направленных на защиту конституционных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в сфере-семейно-бытовых отношений, предупреждение и пресечение бытового насилия, а также на выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению.

Одной из таких мер профилактики бытового насилия является «Защитное предписание».

В соответствии со статьей 20 Закона «О профилактике бытового насилия» в целях обеспечения безопасности потерпевшего и при отсутствии оснований для производства административного задержания в порядке, предусмотренном Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях, либо задержания в порядке, предусмотренном статьей 128 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, начальниками территориального органа полиции, местной полицейской службы органа внутренних дел, их заместителями, участковыми инспекторами полиции, инспекторами по делам несовершеннолетних и по защите женщин от насилия выносится защитное предписание с учетом мнения потерпевшего, которое вручается для исполнения лицу, совершившему бытовое насилие либо от которого исходит угроза его совершения, под расписку. В случае отказа от подписания в защитном предписании делается запись об этом.

Потерпевшему вручается копия защитного предписания под расписку в день его вынесения с разъяснением его прав, а также правовых последствий в случае нарушения защитного предписания лицом, в отношении которого оно вынесено. Копия защитного предписания в течение 24 часов с момента его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено, направляется прокурору.

Нарушение защитного предписанияпредусматривает административную ответственность. Данная норма отражена в статье 461 Кодекса РК об административных правонарушениях.

Как указано выше, Законом РК от 20 апреля 2023 года №227-VIIЗРК «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях» в статью 461 КоАП также внесены изменения, где ужесточена административная ответственность.

Так, до внесения изменений статья 461 КоАП предусматривала ответственность за  нарушение защитного предписания, вынесенного органом внутренних дел, где санкция статьи являласьальтернативной и предусматривала меру взыскания в виде предупреждения либо административного ареста на срок до пяти суток. С 1 июля 2023 года статья 461 состоит из двух частей, где часть 1 предусматривает ответственность за  нарушение защитного предписания, вынесенного органом внутренних дел, санкция, которой является безальтернативной и влечет ареста на десять суток. Часть 2 предусматривает те же действия, совершенные лицами, к которым административный арест в соответствии с частью второй статьи 50 КоАП не применяется, и влечет штраф в размере 30 МРП.

Вместе с тем, Законом Республики Казахстан от 15 апреля 2024 года №73-VIII«О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей» (вступит в силу с 16.06.2024 года) статьи 73-1 и 73-2 криминализированы и исключены из Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях.

Данные изменения вступят в законную силу 16 июня 2024 года и за умышленное причинение легкого вреда здоровью, а также за нанесение побоев, лица, совершившие указанные правонарушения будут привлечены к уголовной ответственности.

Так, если на сегодняшний день согласно Кодексу РК об административных правонарушениях умышленное причинение легкого вреда здоровью предусматривает меру взыскания в виде штрафа в размере 15 МРП либо административный арест на срок до 15 суток. То, начиная с 16 июня 2024 года за указанные противоправные действия предусмотрена уголовная ответственностьпостатьей 108-1 УК,и наказывается штрафом в размере до 200 МРП либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до 200 часов, либо арестом на срок до 50 суток.

Ответственность за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших причинение легкого вреда здоровью, на сегодня согласно КоАП влечет штраф в размере 10 МРП либо административный арест на срок до 10 суток. Однако, со дня вступления Закона о внесенных изменениях указанные деяния предусматривают уголовную ответственность по статье 109-1 УК инаказывается штрафом в размере до 80 МРП либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до 80 часов, либо арестом на срок до 25 суток.

Считаю, что на законодательном уровне в Республике Казахстан уделяет большое внимание защите лиц (женщин, детей, престарелых родителей) ставшими жертвами бытового насилия.

Динара МЕНЖАНОВА, судья Экибастузского городского суда Павлодарской области

 

Компонент комментариев CComment