Правовая политика Республики Казахстан направлена на обеспечение защиты и охраны прав и свобод человека. Для достижения этих целей в Концепции правовой политики до 2030 года, утвержденной Указом Президента РК от 15 октября 2021 года, были определены стратегические направления, касающиеся модернизации судебной системы.
Одним из наиболее важных направлений модернизации судебной системы было изменение процедуры вынесения дел в кассационную инстанцию, что было закреплено на законодательном уровне созданием кассационных судов.
С 1 июля 2025 года в Казахстане начнут функционировать три специализированных кассационных суда, ориентированных на рассмотрение уголовных, гражданских и административных дел.
Для обеспечения деятельности кассационных судов были определены правовые основы. Так, 5 июля 2024 года в Конституционный закон РК от 25 декабря 2000 года «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» были внесены изменения и дополнения. 21 ноября 2024 года аналогичные изменения были внесены в Уголовно-процессуальный кодекс, Гражданско-процессуальный кодекс и Административный процедурно-процессуальный кодекс РК.
В Конституционном законе РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» была введена новая глава 2-1, и в ст. 16-2 закреплена норма об образовании кассационных судов. Прерогатива образования, реорганизации, упразднения и переименования кассационных судов определяется Президентом Республики Казахстан по представлению Председателя Верховного Суда, согласованному с Высшим Судебным Советом. Аналогичным образом общее число судей кассационных судов утверждает Президент по представлению Председателя Верховного Суда, согласованному с Высшим Судебным Советом.
Количество судей для каждого кассационного суда устанавливается Председателем Верховного Суда по согласованию с Высшим Судебным Советом на основании представления уполномоченного органа в сфере судебного администрирования.
В Уголовно-процессуальном кодексе РК была определена подсудность кассационного суда по рассмотрению уголовных дел, который был дополнен ст. 310-1. Эта норма гласит, что кассационный суд рассматривает кассационные жалобы о пересмотре приговоров, постановлений судов первой инстанции после их рассмотрения в апелляционной инстанции, приговоры и постановления апелляционной инстанции. Кроме того, кассационный суд рассматривает протесты Генерального Прокурора РК, его заместителей, Главного военного прокурора и Главного транспортного прокурора на приговоры и постановления суда первой инстанции вне зависимости от их пересмотра в апелляционной инстанции, приговоры и постановления апелляционной инстанции. Кассационный суд также рассматривает по отнесенным к его подсудности делам ходатайства о возбуждении производства по вновь открывшимся обстоятельствам.
В Гражданско-процессуальном кодексе РК в ст. 27-2 была определена подсудность гражданских дел кассационному суду, который может с согласия сторон истребовать, принять в свое производство, рассмотреть и по правилам суда первой инстанции одно из однородных дел, находящихся в производстве районных (городских), областных и приравненных к ним судов.
В Административном процедурно-процессуальном кодексе РК от 29 июня 2020 года определена подсудность административных дел кассационному суду. В ст. 104-1 определена подсудность административных дел кассационному суду, где указаны судебные акты, подлежащие рассмотрению по искам, предусмотренным ч. 1-2 ст. 27 Гражданско-процессуального кодекса, с исключением дел, предусмотренных ст. 105 Административного процедурно-процессуального кодекса.
Основная цель реформы заключается в разграничении функций судебных инстанций, определении системно-комплексного подхода, основанного на специализации и компетентности, а также в сокращении сроков рассмотрения дел в кассации и усилении независимости судебной системы.
Таким образом, вопросы формирования единой судебной практики остаются за Верховным Судом, а функция пересмотра дел – за кассационными судами.
Введение в судебную систему кассационного суда, а также его эффективность для обеспечения реализации принципов независимости судей, судебной защиты прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечения каждому доступа к правосудию, обосновано анализом правовой системы зарубежных государств и мировой судебной практики.
Например, в Нидерландах Кассационный суд обладает полномочиями не только отменять решения нижестоящих судов, но и выносить новое судебное постановление, что позволяет избежать повторного рассмотрения дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Во Франции судебная система состоит из трех уровней: первая инстанция, апелляция и кассация. В отличие от большинства европейских стран, Кассационный суд во Франции рассматривает оспаривание любых решений, в том числе и таких, для которых путь в апелляцию закрыт. Судебная практика Франции свидетельствует о проблемах организационного характера, связанных с загруженностью работы Кассационного Суда, которые были решены путем расширения его структуры.
Прогнозируя риски, связанные с увеличением нагрузки на судей кассационных судов с введением «сплошной кассации», эти риски были учтены и в законодательном порядке определены. Например, в уголовно-процессуальном законодательстве РК закреплена норма, определяющая, что дела, рассматриваемые в приказном, согласительном и сокращенном производствах, не будут рассматриваться кассационным судом, что вступает в силу с 1 июля 2027 года.
Особенности приказного, согласительного и ускоренного производств, их условия и обстоятельства процессуального закрепления гарантируют защиту прав участников уголовного процесса, так как отсутствует конфликт интересов у лиц, участвующих в процессе. Эти регулирующие нормы на законодательном уровне обеспечивают эффективность деятельности кассационных судов, что подтверждается успешным обеспечением доступа граждан к правосудию.
Кроме того, стоит отметить, что образование кассационных судов межрегионального уровня, с дислокацией в городе Астана, способствует независимости судей, исключая зависимость от судов районных и областных судов, что положительно влияет на процесс принятия решений и повышает доверие граждан к судебной системе.
Заслуживает внимания определение разумного срока рассмотрения уголовных дел в кассационной инстанции, который не должен превышать шести месяцев. Установление разумного срока влияет на эффективность правосудия и включает такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность дел, реализация процессуальных прав участников и способы реализации полномочий для всестороннего и объективного разрешения дел.
Установление разумного срока также исключает психологическое давление на правосудие, что способствует более результативной организации судебного процесса.
Следует отметить, что эффективность деятельности кассационных судов в будущем будет определяться не только правовыми механизмами обеспечения, но и необходимой квалификацией судейских кадров, отвечающих вызовам современных реалий.
Вопросами подготовки и переподготовки квалифицированных судей занимается Академия правосудия при Высшем Судебном Совете РК. За последний год с момента изменения подведомственности Академии деятельность претерпела существенные изменения, связанные с усилением форм и содержания обучающих программ для судей.
На сегодняшний день для повышения квалификации судей Академия реализует различные уровни обучения, направленные на повышение качества их работы. Особое внимание уделяется теоретическим основам применения законодательства, практическим вопросам осуществления правосудия, а также новеллам материального и процессуального законодательства.
Академия в соответствии с поставленными Высшим Судебным Советом задачами поэтапно переводит акцент на индивидуальные образовательные потребности судей.
В этом направлении активно внедряются современные подходы к обучению, включая интерактивные формы преподавания. Значение придается не только углублению профессиональных компетенций, но и развитию навыков правовой аргументации, этики судейской деятельности и коммуникативным качествам судьи, что особенно важно в условиях растущей нагрузки и высокой общественной ответственности судебной системы.
Таким образом, деятельность Академии правосудия направлена не только на обеспечение высокого уровня профессионализма судей, но и на формирование устойчивой системы постоянного профессионального развития, соответствующей современным требованиям правосудия и ожиданиям общества.
Бахыт СЕМБЕКОВА,
директор Научно-образовательного центра
уголовно-правовых дисциплин Академии правосудия
при Высшем Судебном Совете РК
Компонент комментариев CComment