С юридической точки зрения определение национальности, национальной принадлежности не влечет за собой каких-либо правовых последствий, поскольку национальность не может служить основанием для предоставления лицу каких-либо особых льгот, привилегий, и наоборот.

Согласно ст. 19 Конституции РК каждый вправе определять и указывать или не указывать свою национальную, партийную и религиозную принадлежность. В соответствии со ст. 65 Кодекса РК от 26 декабря 2011 года № 518-IV «О браке (супружестве) и семье» национальность ребенка определяется национальностью его родителей.

Если национальность родителей различна, она определяется по желанию ребенка в соответствии с национальной принадлежностью отца или матери при выдаче ему удостоверения личности или паспорта. В дальнейшем национальность ребенка по его заявлению может быть изменена только на национальность другого родителя.

При различных национальностях родителей гражданин добровольно выбирает национальность по отцу или матери и в дальнейшем может изменить национальность на основании свидетельства о рождении только на национальность другого родителя (приказ МВД РК от 31 мая 2016 года № 583 «Об утверждении формы и Правил оформления, заполнения, учета, хранения, передачи, расходования, уничтожения формуляра для изготовления документов, удостоверяющих личность (кроме удостоверения беженца)»).

Следует отметить, что в виде исключения разрешается изменение записи о национальности в паспортах, удостоверениях личности граждан РК, насильственно переселенных в период репрессий на территорию РК. Изменение национальности производится на основании справок о реа­билитации, выдаваемых в соответствии с Законом РК от 14 апреля 1993 года «О реабилитации жертв массовых политических репрессий».

 Споры об изменении записи о национальности в паспортах и удостоверениях личности граждан разрешаются в соответствии с законодательством РК в судебном порядке. Для изменения записи о национальности в паспортах и удостоверениях личности гражданину необходимо предоставить письменное заявление, свидетельство о рождении и в отдельных случаях справку о реабилитации.

Рассматривая вопрос национальности ребенка, следует отметить, что довольно сложным на сегодня является вопрос определения и изменения национальности в случае, если родители ребенка неизвестны. На практике возникают ситуации, когда необходимо зарегистрировать рождение найденного, брошенного ребенка, сведения о родителях которого отсутствуют и не могут быть установлены.

16 апреля 2025 года вышло Нормативное постановление Конституционного Суда № 70-НП «О рассмотрении на соответствие Конституции Республики Казахстан статьи 65 Кодекса Республики Казахстан от 26 декабря 2011 года «О браке (супружестве) и семье».

Конституционный суд РК подчеркнул, что определение национальной принадлежности является выражением и проявлением свободы личности и непосредственно связано с правом на индивидуальность, которым ребенок обладает также с рождения.

Государство обязуется уважать право ребенка на сохранение своей индивидуаль­ности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства (п. 1 ст. 8 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, ратифицированной постановлением Верховного Совета РК от 8 июня 1994 года.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 118 Кодекса национальность ребенка, равно как принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык учитываются при устройстве детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Похожее положение содержится в ст. 20 Конвенции: при решении вопросов, связанных с уходом за ребенком, лишенным семейного окружения, должны учитываться его этническое происхождение, религиозная и культурная принадлежность и родной язык.

Определение и последующее указание национальности может представлять значимость для граждан при получении соответствующих мер государственной поддержки (например, в случаях с кандасами, этническими казахами - иностранцами или лицами без гражданства казахской национальности), репатриации и так далее.

Конституция РК не содержит условий или порядка определения, указания или изменения национальной принадлежности. Соответствующие положения об этом закреплены в Кодексе и иных нормативных правовых актах различного уровня.

Конституционный суд РК считает, что ст. 65 Кодекса содержит единственный вариант определения национальности ребенка или ее изменения, который связан с национальностью родителей.

Кроме того, в соответствии с п. п. 4) п. 1 ст. 7 Закона РК от 29 января 2013 года «О документах, удостоверяющих личность» национальная принадлежность по желанию владельца указывается в документах, удостоверяющих личность (удостоверение личности или паспорт гражданина РК, дипломатический и служебный паспорта РК). Это правило не распространяется на свидетельство о рождении.

Позиция, изложенная в Кодексе, применяется также в иных нормативных правовых актах, распространяющих свое действие не только на ребенка.

Поскольку данные родителей, в том числе их национальность, фиксируются в актовой записи и свидетельстве о рождении (как правило, в начальном документе, удостоверяющем личность), то именно такие актовая запись и свидетельство о рождении являются первичными и основными документами для определения национальности ребенка и последующего указания ее в других документах, удостоверяющих его личность.

При отсутствии указания национальности родителей в актовой записи и свидетельстве о рождении государственные органы, как показывает правоприменительная практика, могут отказать в указании национальности в других документах, удостоверяющих личность, равно как в изменении национальности в документах, что вынуждает граждан обращаться в суды (с заявлениями об установлении юридического факта принадлежности к национальности, установлении неправильностей записей актов гражданского состояния или с исками о внесении изменений в соответствующие документы и по другим вопросам). В судебной практике встречаются как случаи удовлетворения таких заявлений и исков, так и отказов в их удовлетворении, а также отказов в принятии заявлений как не подлежащих рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

Конституционный суд РК полагает, что п. 1 ст. 19 Конституции РК говорит о взаимосвязанных правах: праве определять и праве указывать или не указывать национальную принадлежность, понимаемую как принадлежность к определенной этнической общности.

Право определять национальную принадлежность связано прежде всего с внутренней свободой человека, в то время как право указывать такую принадлежность - с потребностью внешнего выражения решения лица о своей национальности, которое может иметь для него в дальнейшем правовое значение.

По смыслу данной статьи Конституции РК, определение национальности - это результат самоидентификации человека, на которой могут сказываться различные факторы: семейные и родственные связи, среда, в которой воспитывался человек, пребывание его в конкретном социокультурном окружении и другие.

Данный подход согласуется с опытом других государств, в которых этническая самоидентификация также не является достаточной для решения вопросов иммиграционного характера, предоставления льгот или преимуществ лицам в контексте позитивной дискриминации и иных вопросов. Право государственных органов требовать наличия объективно подтверждаемых доказательств заявленной этнической принадлежности граждан признается и в практике международных судов.

Вместе с тем Конституционный Суд РК отмечает, что ст. 65 Кодекса не учитывает различных жизненных ситуаций, когда определение и изменение национальности ребенка исключительно по национальности родителей невозможны. Так, может быть неизвестна личность родителей или могут отсутствовать документы или сведения в них, подтверждающие национальность родителей. Эта статья также не учитывает ситуаций, когда ребенок передается на воспитание в семью или воспитывается в организации для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и желает принять национальность, отличающуюся от национальности родителей, в силу своего пребывания и воспитания в иной национально-культурной среде и так далее.

Конституционный Суд РК обратил внимание, что ст. 65 Кодекса регулирует вопросы, связанные с национальностью только ребенка. Как показывает правоприменительная практика, исследованная в ходе конституционного производства, данная статья также применяется по аналогии и к совершеннолетним лицам.

Таким образом, Конституционный суд своим постановлением признал не соответствующей Конституции РК ст. 65 Кодекса в части, не предусматривающей иные способы определения и изменения национальности ребенка в случаях, когда родители не известны или не представляется возможным установить их национальность, а также при других жизненных ситуациях, затрагивающих законные интересы гражданина. Теперь Правительство в течение шести месяцев должно внести в Мажилис Парламента проект закона о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РК в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда РК, изложенными в указанном нормативном постановлении.

Признание ст. 65 Кодекса не соответствующим Конституции РК устраняет ограничение права ребенка на самостоятельное определение своей национальности, как и иных прав и свобод, на уровне закона и подзаконных актов.

Маманова

Салтанат МАМАНОВА,
главный специалист отдела
по праворазъяснительной работе
и оказанию юридических услуг
Департамента юстиции Костанайской области

Компонент комментариев CComment