В рамках ежегодных Антикоррупционных чтений, посвященных памяти доктора юридических наук, профессора Усеиновой Гульнары Рахимжановны, юридический факультет Казахского национального университета им. аль-Фараби 9 декабря текущего года проводит Международную научно-практическую конференцию на тему «Антикоррупционная политика как основа устойчивого развития государства: национальные и международные подходы». В связи с этим «Юридическая газета» предлагает вниманию читателей статьи профессорско-преподавательского состава кафедры теории и истории государства и права, конституционного и административного права.
ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ ГРАЖДАН
В Казахстане вопросы противодействия коррупции в теоретическом аспекте были подробно исследованы в трудах доктора юридических наук, профессора Казахского национального университета им. аль-Фараби Усеиновой Гульнары Рахимжановны.
Вопросы противодействия коррупции являются актуальными для всех стран. Большое значение имеют научные разработки, в которых исследуются причины коррупции, методы противодействия и превенции.
В течение ряда лет профессор Г. Усеинова возглавляла научную школу, исследующую основы формирования антикоррупционной культуры и добропорядочности в Республике Казахстан, была руководителем социального проекта «Адал комек», активно выступала с разъяснениями действующего законодательства в массмедиа, СМИ, на встречах в институтах гражданского общества.
Особо отметим научные труды Г. Усеиновой. Под ее руководством в КазНУ им. аль-Фараби была издана монография «Формирование антикоррупционной культуры и антикоррупционного сознания: проблемы теории и практики», подготовлен мультимедийный электронный учебник «Основы противодействия коррупции в Республике Казахстан», аудиовизуальное произведение «Сказ о добропорядочном городе». Также под руководством профессора Г. Усеиновой была разработана «Карта коррупционных рисков и антикоррупционных технологий в сфере образования».
Ежегодно в Казахском национальном университете в память профессора Г. Усеиновой проводятся научные мероприятия. Студенты, магистранты, докторанты юридического факультета проводят научные исследования, посвященные изучению национального и зарубежного опыта формирования антикоррупционной культуры, механизма внедрения системы антикоррупционных ограничений.
Отметим, что на государственном уровне проблеме противодействия коррупции уделяется особое внимание. Так, разработана «Концепция антикоррупционной политики Республики Казахстан на 2022 – 2026 годы», действуют законы «О противодействии коррупции», «О государственной службе», «О правоохранительной службе», «Этический кодекс государственных служащих», обновлен «Кодекс судейской этики».
Полагаем справедливым мнение профессора Г. Усеиновой о том, что коррупция по своей природе обладает способностью влиять на правовое сознание граждан, формировать у них правовой нигилизм, который проявляется в полном отрицании правовой системы и нежелании гражданина проявлять собственную правовую позицию. И даже больше, системная коррупция снижает эффективность функционирования государственной власти и подрывает веру гражданина в органы публичной власти. Также коррупция способствует угрожающему нарастанию социальной напряженности в обществе. Проблема коррупции является одним из главных факторов, препятствующих безопасности общества и личности.
Современная антикоррупционная политика направлена на устранение причин и факторов развития коррупции. Разработана система противодействия коррупции. Полагаем, что особое внимание необходимо обращать на формирование антикоррупционной культуры общества и каждого гражданина. На всех уровнях государственной службы необходимо повышение уровня прозрачности и подотчетности деятельности государственных органов.
Государственные организации должны поощрять положительные действия своих должностных лиц. Система данных поощрений должна быть направлена на то, чтобы чиновнику было выгодно и в материальном плане, и в моральном вести себя честно и эффективно.
Алуа ИБРАЕВА, д.ю.н., профессор кафедры теории и истории государства и права, конституционного и административного права юридического факультета КазНУ им. аль-Фараби
Отметим, что уровень коррупции во многом зависит от качества принимаемых нормативно-правовых актов. Эффективным средством противодействия коррупции является проведение антикоррупционной экспертизы проектов НПА. Профессор Г. Усеинова была экспертом по проведению антикоррупционной экспертизы проектов НПА.
В настоящее время предложения профессора Гульнары Усеиновой внедряются в правовую практику. Это выявление коррупционных рисков во всех сферах общества и деятельности государства, проведение мероприятий по повышению антикоррупционной культуры, создание условий для поддержки государственной службы, воспитание государственного служащего в духе соблюдения нравственных и этических норм, активное участие общественных объединений и гражданских институтов в формировании антикоррупционной культуры. Последовательное противодействие коррупции должно быть во всех сферах жизнедеятельности общества и государства.
ПРИНЦИПЫ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ НОВОГО КАЗАХСТАНА
Сегодня в Казахстане происходит глубокая концептуальная трансформация государственного управления, в основе которой лежит понимание: никакие реформы не смогут привести к желаемым устойчивым результатам, если не изменится сама культура власти и служения.
Новый Казахстан строится на доверии, на партнерстве с обществом. И именно доверие становится приоритетной ценностью политики и управления. Эта новая философия отражена в принятом в ноябре 2025 года Указе Президента Республики Казахстан об утверждении основных принципов, ценностей и направлений внутренней политики. На мой взгляд, нормативное закрепление таких идей имеет огромное значение: оно превращает ценности, которые раньше существовали лишь в морально-политической плоскости, в обязательные ориентиры государственной деятельности, государственной идеологии.
Зачем нужна идеология, если у нас есть законы? Потому что закон регулирует поступки, а идеология формирует мировоззрение. Правовая культура не возникает из страха наказания; она вырастает из внутреннего убеждения в необходимости жить по закону. Государство, которое воспитывает гражданина не как объект правового принуждения, а как сознательного участника общественного договора, создает основу для зрелой демократии. Именно поэтому Казахстану необходима позитивная государственная идеология, которая является не инструментом контроля, а смысловой системой, объединяющей общество вокруг идеи справедливости и служения общему благу.
Такое мировоззренческое единство позволяет укреплять доверие к институтам власти, повышает устойчивость общества к коррупции, произволу и правовому нигилизму. Нормативное закрепление принципов внутренней политики задает координаты, в которых воспитывается гражданин нового типа «Адал азамат» – с высоким уровнем правосознания, с пониманием своей личной ответственности за соблюдение закона и уважение к государственным институтам. В конечном счете, идеология справедливости и доверия – это не громкий лозунг, чье предназначение сводится лишь к украшению политических действий, а внутреннее смысловое ядро, без которого невозможно воспитать поколение граждан, для которых соблюдение закона станет естественной формой внутренней свободы.
Весь осуществляемый сегодня переход к слышащему и сервисному государству – это не только технологическая или административная реформа, а прежде всего трансформация этическая, трансформация идеологическая.
Антикоррупционн
Жанар КЕГЕМБАЕВА, д.ю.н., профессор кафедры теории и истории государства и права, конституционного и административного права юридического факультета КазНУ им. аль-Фарабиая культура общества начинается в сознании каждого. Государственная служба в этом смысле является зеркалом общества. Государственные служащие, понимающие свои должностные обязанности как служение государству, служение обществу, будут понимать и профессиональную добропорядочность как неотъемлемое качество человека, способного к моральному выбору.
Сегодня часто говорится о необходимых компетенциях государственных служащих, внутренние ориентиры – они куда важнее. Каждое решение, каждое действие государственного служащего должно совершаться не как привилегия, не как возможность реализовать властные полномочия, а как возможность найти справедливый путь решения ситуации. В этом и заключается смысл нового государственного мышления, которое постепенно утверждается в Казахстане.
Сегодня в стране создаются условия для этого: внедряются комплаенс-службы, развивается цифровая инфраструктура, совершенствуются механизмы внутреннего контроля. Но ни одна система не заменит личную нравственную ответственность человека, если он сам не верит в смысл своей работы.
Каждый шаг в сторону прозрачности, каждый открытый цифровой государственный сервис – это новый кирпичик в строящемся новом Казахстане. Там, где государство слышит, граждане отвечают доверием. Там, где власть служит, а не властвует, исчезает сама почва для коррупционных злоупотреблений. Там, где закон один для всех, возникает порядок, не требующий принуждения.
Поэтому можно сказать, что вопросы формирования антикоррупционной культуры в обществе – это вопросы личной совести. Эта культура растет из семьи, из школы, из университетской аудитории. Честность, справедливость, ответственность – эти качества всегда будут в цене. Именно так мы делаем шаг за шагом в сторону будущего, где не будет необходимости громко говорить о противодействии коррупции, потому что сама система станет честной по своей природе. И если это произойдет, то не благодаря страху наказания, а благодаря внутренней культуре справедливости и уважения к закону и общественному порядку.
СОВРЕМЕННАЯ ПАРАДИГМА АНТИКОРРУПЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ
Современная парадигма казахстанской антикоррупционной политики складывается в совершенно ином общественном контексте, чем это было десять лет назад, когда были приняты новые законы страны о государственной службе, о противодействии коррупции. Изменились не только законы и институты, но и сама логика восприятия государственной службы.
Переход к новому формату государственного управления – к слышащему и сервисному государству – неизбежно изменил и само понимание государственной ответственности. Сегодня от государственного служащего ожидают не просто исполнительности, а проявления максимального уважения к гражданину, умения объяснить, выслушать, признать ошибку, если она была. Антикоррупционная политика здесь перестает быть карательной, она становится культурой управления. Ведь коррупция не всегда начинается с денег, чаще она зарождается с безразличия, с привычки считать власть собственным ресурсом. В таком аспекте и реформа управления, и цифровизация административных процедур, и открытые конкурсы и тендеры – все это является инструментарием в воспитании нового управленческого мышления.
Нельзя не отметить, что Казахстан за последние годы продвинулся к системной антикоррупционной модели, максимально приближенной к международным правовым стандартам. Созданы независимые институты общественного контроля, антикоррупционного комплаенса, разработаны стандарты оказания государственных услуг. Но настоящая смена парадигмы происходит изнутри – государственный служащий нового поколения должен мыслить иначе: не «что мне позволено», а «что правильно и справедливо». Это изменение самой культуры принятия управленческих решений определяет суть происходящей трансформации.
Университетская среда в этом отношении имеет особую миссию. Здесь формируются не только знания, но и модели будущего профессионального поведения. Когда студент юридического факультета изучает правовые дисциплины и осваивает при этом не только юридические конструкции, но и правовую культуру. В этом и состоит смысл университетского вклада в антикоррупционную политику: воспитать честного, справедливого юриста.
Таким образом, современная антикоррупционная политика – это не столько противодействие конкретным коррупционным проявлениям, сколько выстраивание целостной системы ценностей. Принятая в этом году система основных принципов внутренней политики Республики Казахстан укрепила эту идею. Там прямо обозначены ориентиры, на которых строится государственная деятельность: закон и порядок, слышащее государство, разные м
Карлыгаш УСЕИНОВА, к.ю.н., ассоциированный профессор (доцент), заведующая кафедрой теории и истории государства и права, конституционного и административного права юридического факультета КазНУ им. аль-Фарабинения – единая нация, адал азамат и др.
Иначе говоря, современная парадигма казахстанской антикоррупционной политики формируется не только в рамках нормативных актов и государственных программ и концепций, но прежде всего через осознание обществом того, что противодействие коррупции – это не разовая кампания, не абстрактный лозунг, а форма развития, позволяющая государству расти и укреплять свой авторитет на мировой арене.
Смещение в антикоррупционной политике акцента с наказания на предупреждение можно считать важным признаком зрелости государства. Невозможно построить справедливое общество только через санкции и запреты. В этом смысле казахстанская модель все больше ориентируется на европейские стандарты добропорядочного управления, где во главу угла ставятся ценности публичной ответственности, прозрачности и профессиональной чести. При этом большое значение придается национальным ценностям, их синтез с международными подходами становится ключевым направлением казахстанской антикоррупционной политики. Казахстан активно взаимодействует с международными организациями, перенимает опыт стран, добившихся устойчивости и прозрачности в сфере государственного управления. Но при этом опора на собственные традиции и исторический контекст остается принципиально важной. Антикоррупционная культура общества не может быть заимствованной, она должна расти из системы национальных нравственных ценностей, в которой честь, совесть и долг всегда были главными ориентирами.
Поэтому можно подытожить: суть новой парадигмы антикоррупционной политики заключается не в институтах, а в людях. Если неподкупность, честность и справедливость становятся естественной нормой, государство не нуждается в ужесточении наказаний.
УЧЕНЫЙ С БОЛЬШИМ СЕРДЦЕМ
Среди людей, которых мы встречаем на жизненном пути, есть те, кто остается с нами навсегда, не только в памяти, но и в сердце. Гульнара Рахимжановна Усеинова была именно таким человеком, мудрым наставником, великим тружеником науки, доброй душой, чья внутренняя светлость озаряла всех, кто работал и учился рядом с ней.
Ее путь в университете от стажера-исследователя до заведующей кафедрой теории и истории государства и права, конституционного и административного права был, по сути, путем служения науке и своему университету. Гульнара Рахимжановна стала не только выдающимся ученым, но и человеком, создавшим вокруг себя атмосферу доверия, уважения и творческого поиска.
Мне посчастливилось работать рядом с ней с 2011 года, длительное время быть ее заместителем. Я видела, как она внимательно относилась к каждому члену коллектива с теплом и подлинным интересом. Она умела поддержать добрым словом, направить мудрым советом, помочь найти силы в трудный момент. Но вместе с тем требовала профессиональной честности, уважения к каждому студенту и к делу, которое мы делаем.
Гульнара Рахимжановна верила в людей, и именно эта вера помогала многим раскрыть свой потенциал – магистрантам, докторантам, молодым преподавателям. Она воспитала и выпустила большое количество магистров и докторов PhD, передав им не только знания, но и свои ценности: трудолюбие, уважение, ответственность и любовь к профессии.
Ее научные труды – более 350 публикаций – фундаментальные исследования, участие в ключевых проектах МОН РК давно стали частью интеллектуального достояния страны. В трудах Гульнары Рахимжановны рассматриваются государственно-правовые взгляды Ш. Уалиханова и А. Букейханова, проблемы национальной правовой системы, цифровизации государственных услуг, правовые аспекты противодействия коррупции. Но главное, за научной строгостью всегда стояла искренняя забота о том, чтобы результаты исследований служили обществу и людям.
Гульнара Усеинова акт
Джамиля ОСПАНОВА, к.ю.н., ассоциированный профессор кафедры теории и истории государства и права, конституционного и административного права юридического факультета КазНУ им. аль-Фарабиивно участвовала в общественной жизни, была научным консультантом НИИ «Антикоррупционных технологий», основным координатором проекта «Sanaly urpaq», руководителем Общественной приемной «Гражданский контроль», членом общественных советов и комиссий. За вклад в развитие науки и гражданского общества была удостоена множества наград, среди которых знак «Білім беру ісінің құрметті қызметкері», премия «Лучший преподаватель вуза», юбилейные медали МВД и Конституционного Совета РК.
Ежегодная конференция «Антикоррупционная политика как основа устойчивого развития», посвященная ее памяти, стала не просто научным событием, это традиция, которую мы храним, как дань уважения Учителю. Данное мероприятие объединяет ведущих ученых и юристов-практиков, молодых исследователей, продолжая то, что Гульнара Рахимжановна делала при жизни: создавала пространство открытого разговора о праве, государстве и будущем Казахстана.
Трудно подобрать слова, чтобы выразить всю благодарность человеку, который стал для многих примером профессионализма, интеллекта и доброты.
Для меня Гульнара Рахимжановна навсегда останется наставником, доброй душой и сердцем нашего коллектива. Она умела сочетать строгость ученого с удивительной человечностью, и именно это делало ее особенной.
Светлая память о ней живет в наших сердцах, в наших делах, в наших студентах и в каждом научном проекте, который продолжается сегодня.
КОМПЛАЕНС-КОНТРОЛЬ – МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И СТАБИЛЬНОСТИ
На современном этапе в эпоху цифровизации многие государства все чаще сталкиваются с необходимостью трансформации системы управления в контексте обеспечения достойной жизни в сторону большей открытости, прозрачности и вовлеченности граждан в процессы принятия решений.
В этом актуальную роль выполняет принятая в Новом Казахстане Концепция «Слышащее государство» – модель управления, ориентированная на активное взаимодействие власти с гражданами, чтобы учитывать их потребности и проблемы при принятии решений. Ее целью является построение «Справедливого Казахстана» через открытые каналы связи, прозрачность и адаптацию государственной политики на основе обратной связи от населения. Для этого используются различные инструменты, такие, как консультации, опросы и онлайн-форумы.
В Республике Казахстан данная модель реализуется через различные механизмы взаимодействия с населением, включая цифровые технологии, общественные советы и институты обратной связи, то есть предполагает не просто пассивное информирование населения, а активное восприятие запросов общества, их анализ и учет в государственной политике. Концепция «слышащего государства» и система комплаенс-контроля стали ключевыми элементами современных политических реформ в Казахстане. Эти механизмы направлены на укрепление доверия между властью и обществом, обеспечение прозрачности управления и минимизацию коррупционных рисков.
Одним из ключевых элементов эффективного государственного управления является комплаенс-контроль – система мер, направленных на соблюдение законодательства, этических норм и противодействие коррупции, путем ее предупреждения и минимизации правовых рисков. В Казахстане его внедрение связано с реализацией Антикоррупционной стратегии и требований Закона «О закупках». Безусловно «Слышащее государство» и комплаенс-контроль тесно взаимосвязаны, так как комплаенс-контроль является тем инструментом, который помогает государству обеспечивать соблюдение законов, бороться с коррупцией и финансовыми преступлениями, а также повышать прозрачность и эффективность своей деятельности.
Так, в целях обеспечения законности, комплаенс-контроль помогает компаниям избежать нарушений, которые влекут за собой штрафы, санкции и репутационные риски, тем самым способствуя поддержанию правопорядка в стране. Комплаенс-системы компаний выявляют и предотвращают коррупционные схемы, в том числе с участием чиновников, тем самым помогая государству в достижении этой цели. В итоге наличие комплаенс-контроля повышает доверие к компании и государству в целом, поскольку это свидетельствует о стремлении к соблюдению этических и правовых норм.
Немаловажным фактором предупреждения коррупции является возможность граждан непосредственно участвовать в определении наиболее проблемных, острых вопросов в той или иной сфере или регионе, а также путей их разрешения. Это позволит решать не только задачи по искоренению коррупции, но и улучшать социально-экономическую ситуацию, повышать уровень доверия к власти, при этом укрепляя имидж государственного служащего с высоким уровнем правовой культуры.
Показательным в этом плане стал общенациональный проект «Адалдық алаңы», который олицетворяет собой «мост» между государством и обществом, благодаря которому представители общественности могут не только высказывать свою позицию по поводу проводимой антикоррупционной политики, но и непосредственно участвовать в
Нажия КАЛИШЕВА, д.ю.н., доцент кафедры теории государства и права, конституционного и административного права юридического факультета КазНУ им. аль-Фарабиее реализации. Данный проект включает в себя функционирование ряда проектных офисов, осуществляющих свою деятельность в наиболее чувствительных сферах, таких, как защита бизнеса, выявление проблем в сфере ремонта и строительства дорог, железнодорожные перевозки, образование, взаимодействие с молодежью, мониторинг распределения бюджетных средств и бесспорно проводится работа по трансформации государственных органов с целью обеспечения их прозрачности и открытости.
Так, на диалогплатформе сельских акимов 28 ноября 2025 года Президент К.-Ж. Токаев сделал важные заявления о рассмотрении обращений граждан, роли акимов и их ответственности. Акцентируя внимание на вопрос об обращениях граждан и роли акимов, Глава государства подчеркнул, что благодаря единой информационной системе сельский аким теперь «может легко отслеживать проблемы жителей» и напомнил, что аким прежде всего – государственный служащий, «непосредственно взаимодействующий с обществом», инициатива и победа на выборах – только начало работы, и в дальнейшем избранному акиму нужно активно работать над улучшением жизни людей, реагировать на обращения.
Президент РК призвал усилить ответственность сельских акимов: для акимов, которые не выполняют своих обещаний или игнорируют обращения граждан необходимо предусмотреть механизмы прекращения полномочий. При этом учет и обработка обращений граждан были транспарентны, системны, оперативны, а это напрямую связано с комплаенс-контролем. Таким образом, говоря о взаимосвязи «Слышащего государства» и комплаенс-контроля надо отметить, что эти концепции взаимодополняемы. Так, прозрачность комплаенс-отчетов укрепляет доверие к «слышащему государству», а учет мнений граждан через диалоговые платформы снижает социальную напряженность, минимизируя правовые нарушения.
Компонент комментариев CComment