...Газета литературная и политическая – так указывалось в выходных данных иркутского издания «Восточное обозрение». Издание имело вес, поскольку ее истоки кроются в Санкт-Петербурге, где она была основана в 1882 году известным ученым, уроженцем Сибири Н. Ядринцевым. Позднее, в 1888 году издание было перенесено в город Иркутск, где она выходила вплоть до официального ее закрытия в 1906 году, как «нелояльной» к правительству.
По специализации данное издание было просветительским и одновременно практическим – газета публиковала статьи по географии, истории, этнографии и экономике Сибири, добросовестно информировала читателей о светских новостях, равно как о научных экспедициях и исследованиях. То было важно на этапе самоопределения Сибири как особой экономической зоны и поликультурного региона с особым статусом, который надо было отстаивать посредством публикационной активности. Как выяснилось, на страницах «Восточного обозрения» была размещена одна из этнографических статей Алихана Нурмухамедовича Букейханова, история ее появления не совсем типична, потому остановимся на этом ниже [1]. Найти сканированные копии газеты удалось в библиотеке ТомГУ [2]. Экземпляры газеты хранятся также в книгохранилищах г. Иркутска [3].
Почему – Иркутск? Достаточно отдаленный от казахских степей населенный пункт, хотя телеграф и почтовая связь в начале ХХ столетия поддерживалась вдоль трассы Транссибирской железной дороги. Нас заинтересовала эта ссылка на ранее не встречавшуюся в опубликованных трудах А. Н. Букейханова и историографии, его публикацию 1903 года в газете «Восточное обозрение» (далее – ВО). Значит, для этого необходима была мотивация и авторитетные связи с редакцией. Посредником между Букейхановым и редакцией «Восточного обозрения» вполне мог быть друг Алихана Нурмухамедовича, известный сибирский исследователь, авторитетный историк, фольклорист, этнограф Григорий Николаевич Потанин. Взгляды Потанина и основателя газеты Ядринцева совпадали относительно судеб Сибири. Редактором «ВО» на тот момент был И. И. Попов, разделявший взгляды народовольцев.
Интересно, что упоминание о публикации казахского исследователя мы обнаружили в период командировки в Ташкент, в редком фонде Библиотеки НИИ востоковедения РУз, причем в книге, ставшей в свою очередь раритетом. Книга называется «Материалы для библиографии по этнографии и антропологии Казахстана и Среднеазиатских республик» (Л., 1927) [4].
Издание 1927 года – по сути академическое, представляющее собой свод дореволюционных и советских публикаций по истории и этнографии Казахстана и республик Средней Азии. Поскольку книга эта увидела свет до начала массовых репрессий в Союзе, соответственно, в ней встречаются ссылки на издания, которые впоследствии стали недоступны либо долгие годы оставались вне поля зрения ученых. Многие авторы подверглись незаконным сталинским репрессиям. Под № 1627 в книге приведена исследуемая публикация Букейханова в соавторстве с Чермак [5]. Текстологический анализ статьи дал немало информации относительно причины публикации в газете, популярной среди слоев населения, настроенных, в общем-то, оппозиционно по отношению к властным структурам.
Ценность находки видится как а) образец научно-практической реализации ими эмпирических исследований (экспедиция Щербины), и б) пример участия в острой полемике с оппонентами и твердой позиции лидера Алаш, желавшего до конца защищать право своего народа на достойную жизнь. Контент-анализ статьи отразил обширные познания авторов в деталях казахского хозяйственно-культурного типа и казахского языка, который они отмечают, как богатый на образы, передающий нюансы жизнедеятельности.
Итак, 1 апреля 1903 года увидел свет 76-й номер. В нем, помимо объявлений о пасхальных мероприятиях, была напечатана первая часть обширного доклада, состоявшегося 25 февраля 1903 года в Омске, докладчики Л. Чермак и А. Букейханов назвали свое сообщение «Об арычном земледелии у киргиз Каркаралинского уезда на реках Чу и Токраун». Казалось бы, Иркутск и Каркаралинск отделяют огромные расстояния, об арыках в Восточной Сибири приходилось слышать лишь путешественникам и узким специалистам.
Тем не менее, энтузиасты Чермак и Букейханов (их специализацию можно назвать по-современному: этнографы, антропологи, эксперты аграрного сектора), обследовав один из уездов Сары-арки в Центральном Казахстане, сумели увлечь своими выкладками аудиторию. Сообщалось, что «Каркаралинский уезд – самый обширный из всех 5 уездов Семипалатинской области. В нем на 182 430 кв. верст площади проживают 33 157 хозяйств кочевников-киргиз» (ВО. 1903. № 76, с. 2).
Редакция «Восточного обозрения» комментировала данное сообщение и принятые «после продолжительных прений» рекомендации, что косвенно подтверждает актуальность поднятой авторами, темы. Речь шла о том, что экспедицией Министерства Земледелия и Госимущества, организованной в 1896 году «известным ветераном русской статистики Ф. А. Щербиною для хозяйственно-статистического исследования степных областей, в 1898 году было исследовано в Каркаралинском уезде 19 616 хозяйств, – или 59,1 %, или почти 2/3 всего населения уезда» (ВО. 1903. № 76, с. 2).
В ходе экспедиции в том числе подверглись переписи 3865, или 19,7% хозяйств, занимающихся земледелием. Из последних, орошаемые пашни имели 3244, или 84%. Докладчики дали разъяснение, что «арык», – так киргизы (казахи. – Г. М.) называют канаву, отсюда «арычное», т. е. орошаемое земледелие».
Оперируя цифрами, Чермак и Букейханов делали заключение, что «с судьбою земледелия вообще, арычного – в особенности, связаны насущные интересы около 10 тысяч хозяйств кочевников Каркаралинского уезда» (с. 2). Тема заинтересовала читателей своей необычностью, поскольку казахов многие тогда представляли кочевым этносом, авторы же приводили статистику оседлых поселений и хлебопашества в Центральном Казахстане, будучи участниками экспедиции Щербины, они были свидетелями кардинальных перемен в Степи.
Статья насыщена интересными фактами из истории края, миграционных процессов и этнографическими терминами: например, в ней говорится: «В уезде арычно-земледельческая культура существовала еще в отдаленную от нашего времени эпоху, о чем свидетельствуют следы старых тоганов (главная отводная канава), встречаемые по всем речкам юга Каркаралинского уезда» (ВО. 1903. № 76, с. 2). Также идентифицирована родовая принадлежность казахов-земледельцев: «Киргизы рода Джалаир издавна жили на р. Чу, занимаясь арычным земледелием».
Любопытно и то, что в канву доклада искусно встроен исторический этап освободительного восстания казахов под руководством султана Кенесары Касымова, и тон пересказа весьма доброжелателен по отношению к персонажу. Данный нюанс очевидно введен в контекст доклада А. Букейхановым, хорошо знавшим предпосылки восстания Кенесары: «Смутное время 40-х годов ХIХ века, когда отважный султан Кенесары всколыхнул всю киргизскую степь с края в край, застает джалаирцев мирными пахарями и вынуждает их бросить свои пашни и родную р. Чу, чтобы спасаться среди своих родичей, живших в пределах нынешнего Копальского уезда Семиреченской области». Далее судьба рода джалаир и его миграций очерчен кратко: «Джалаировцы, прожив здесь (в Копальском уезде) 25 лет и дождавшись успокоения страны, в 70-х годах минувшего века снова возвращаются на родную ниву».
Другой соавтор Л. Чермак из разночинцев разделял взгляды народовольцев, и фигура мятежного Кенесары его нисколько не смущала, если не вдохновляла. Чермак руководил одним из подразделений экспедиции Щербины, хорошо знал казахскую культуру и оценил способности Букейханова.
Следующий момент, на котором остановились докладчики, – это время появления первых плотин и тоганов (рукотворных водоотводов от основного русла. – Г. М.). «Первая плотина и тоган на реке Токраун была сооружена в 30-х годах минувшего века киргизом рода Шубыртбалы Агыбаем, впоследствии известным сподвижником султана Кенесары». Заметим, что и при описании кустарных гидросооружений у казахов, Букейханов не упустил случая напомнить о сподвижнике Кенесары, знаменитом батыре Агыбае: «Агыбай, присоединившись к нему (султану Кенесары), бросил свой тоган. Он достался настоящим земледельцам на р. Токраун». Так, благодаря Букейханову в письменной истории запечатлен образ хозяйственного человека, а при необходимости – грозного защитника обездоленных, батыра Агыбая.
Под «настоящими земледельцами» подразумевались «бедняки, лишившиеся почему-либо рабочего скота, необходимого для кочевки, потерявшие всякую возможность кочевать и выбитые из колеи скотоводы…, постоянно лелеющие заветную мечту – выбраться из подневольного состояния земледельца «джатака». Собственно, обращают на себя внимание следующие резюме: «Бедные киргизы являются пионерами земледельческой культуры», «В последние годы число сеющих хлеб растет, что указывает не только на легкость падения, на неустойчивость скотоводческого хозяйства кочевников, но и на новое течение в самом экономическом быте его, характеризующее более и более растущее стремление киргиз к земледелию, как к особому промыслу».
При описании казахского хозяйства авторы использовали понятия «салкын» (живительная прохлада), «Сары-Арка» (желтый увал): «киргизы «Сар-Арка» называют огромное пространство своих степей бассейны рр. Нуры, Ишима и Тюндыка, вероятно, названо по желтому ландшафту ковыльной степи, здесь господствующей». В газете специально были даны разъяснения тюркских терминов и топонимов для читателей.
Продолжение публикации было размещено уже в № 80 от 5 апреля 1903 года. По объему вторая часть статьи больше первой части и занимает почти всю площадь второй и часть третьей страниц «Восточного обозрения». Дается характеристика истоков и долин рек Чу и Токраун, почв с использованием топонимов «Бетпак дала», «Чоль» (Шөл, безводная степь) и названий растительности: джиде, шенгель, карагана, кзылча, джусан, чий. Указывалось, что в хозяйстве казахов используется юрта, части которой кустари изготавливают из чия, а воду реки Токраун казахи сравнивают с любимым напитком «Су кумыздай», то есть вкусная (ВО. 1903. № 80, с.1).
Специфика казахского хозяйства породила такие названия как «атыз» – так называли небольшую запруду в конце арыка («лошадиный след»). Также образно казахи именовали процесс выведения подземного русла на реке Токраун «су суырамыз» (вынимаем воду). Авторы делают заключение о необходимости построения плотин с целью удержания талых весенних вод для последующего полива. Все эти детали указывают на хорошее знание авторами статьи казахского быта, ими фиксировались необычные выражения, неологизмы, означавшие трансформацию сознания и появления технологических новшеств.
«Границу культурной земли делает вода», – заключают Чермак и Букейханов, пересказывая способы решения земельно-водных споров на практике у казахов долины Чу и Токраун. «Водою пользуется только тот, кто принимает участие в ежегодных работах по чистке тоганов и при его ремонтах». Авторы публикации указывали, что «на р. Чу каждый тоган своим сходом выбирает «аксакала» (старика) и «мурана» (наблюдателя), первый принимает при спорах окончательное решение, второй (муран) наблюдает постоянно за тоганами («выполняет многосложную обязанность гидротехника»). Оба устанавливают очередность пользования водою, аксакал за службу получает 1,5 пая земли. В данном контексте наблюдатели отметили выделение новых социальных категорий среди оседлых казахов, которые содержались сообществом за исполнение определенных обязанностей по уходу за водозаборами (утилизацией природных осадков).
О способе обработки земли сказано: «Пашут «шойын-тысом», т. е. чугунным зубом (вид сохи), так киргизы называют чугунный башмак, выделываемый в Ташкенте и приобретаемый киргизами от сартов. В него запрягают пару волов, верблюдов и лошадей. На Токрауне предпочитают пахать на лошадях». Сеют просо, люцерну, конак, ячмень, бахчевые, др., урожай свозят на «кырман» (ток). «Для пахоты земледельцы-киргизы сопрягаются по двое (мойнортак, т. е. шея пополам), или пользуются чужим скотом, даваемым богатыми киргизами за плату зерном осенью с урожая». Семена поставляли «бакалчи» (мелкие торговцы, по-видимому, это производное от «бакалея»).
Редакционный комментарий к статье отражает весьма доброжелательное отношение к материалу. Ощущается заинтересованность в том, чтобы информативное сообщение оценили подписчики.
Дело в том, что Л. Чермак и А. Букейханов не просто провели обследование казахского хозяйства, скорее даже их сведения должны были стать основой для выдвижения конкретных требований с целью улучшить положение обедневших казахов. Редакция сделала приписку: «В заключение докладчики выразили желание 1) о необходимости оказать киргизам-землевладельцам агрономическую помощь; 2) о создании семенного магазина; 3) об исключительной охране леса на р.Токрауне, где истребление его поведет к высыханию реки; 4) о сооружении на средства земства или государства капитальной плотины на р. Токраун с целью утилизировать ныне в пустее (в смысле «напрасно») лежащую огромную степь» (ВО. 1903. № 80, с. 2).
Доклад вызвал горячие прения, в частности, указано, что «председатель г-н Королев сделал дополнительное сообщение о существовавшем в 80-х годах в Каркаралах семенном и продовольственном для киргиз магазине, оказывавшем много лет существенную пользу местному кочевому населению и впоследствии почему-то закрытом». «После продолжительных прений собрание приняло вышеприведенные пожелания, добавив необходимость открытия школы на местах киргизской оседлости и распространения на киргиз ссуды по мелиоративному кредиту, постановило обо всем этом сообщить г. Степному генерал-губернатору, в ведении которого находится попечение о с/х края. При Канцелярии генерал-губернатора есть особый чиновник по агрономической части».
Таким образом, по итогам доложенного в Омске в феврале 1903 года, Букейхановым было принято решение продвигать шире полученные эмпирическим путем сведения о казахском земледелии и бедственном положении казахов по инстанции. Это позволяет сделать предварительный вывод о том, что публикация Букейханова в иркутской газете в апреле 1903 года имела целенаправленный характер. То был не столько научный доклад, сколько – петиция к администрации, с конкретными требованиями: обратить внимание на казахских оседлых земледельцев, именно в период массового переселения крестьян из центральных областей России в степные области. История подтвердила правоту авторов.
В конце материала редакция «Восточного обозрения» разместила комментарий: «P.S. Во время прений выяснилось, что южную часть Каркаралинского уезда постигла суровая зима. По всем видимостям, там ожидается падеж скота, голод и недостаток семян для посева наступающей весны. Ввиду краткости времени, остающегося до посева, собрание постановило довести об этой неотложной нужде до сведения г. степного генерал-губернатора. Нужно надеяться, что земледельцы-киргизы получат ныне семенную ссуду» (ВО. 1903. № 80, с. 2).
Резюмируя вышеизложенные фрагменты из объемной статьи Букейханова, следует обратить внимание на географию обследованных им уездов, а именно Каркаралинского. Именно в нем летом 1905 года во время традиционной сезонной ярмарки была обсуждена и принята знаменитая Каркаралинская петиция. Петиция была подписана авторитетными казахами и содержала требования относительно распределения земли между переселенцами и коренным населением и другие насущные пункты.
По мнению специалистов, варианты и копии Каркаралинской петиции были разосланы в редакции центральных российских газет «Сын Отечества» и «Русские ведомости». В действительности публикация 1903 года для Букейханова была репетицией грядущего этапа цивилизованной борьбы за свои идеалы посредством периодической печати и отправки петиций. Оценив силу печатного слова, несколькими годами позже А. Букейханов вместе с А. Байтурсыновым и М. Дулатовым реализует идею издания национальной газеты «Казах» в Оренбурге.
Соответственно, рассматриваемая публикация в газете «Восточное обозрение» в Иркутске весной 1903 года может внести коррективы в летопись движения Алаш интеллигенции и биографию А. Н. Букейханова. Ведь получается, что идея публичного обращения к администрации, ввиду тяжелого материального положения коренного населения, у Букейханова зародилась ранее 1905 года. Он испытал определенное влияние окружающих его славянских друзей Г. Потанина, Л. Чермака, И. Попова, впитывал их мнения, одновременно формируя собственное мировоззрение. Известно, что Потанин поддержал Букейханова при создании правительства Алаш в 1917 году.
Умение дружить и делиться увиденным, хладнокровно аргументировать свою позицию, отличают публикации Алихана Нурмухамедовича. Стилистика его публичных выступлений в печати уникальна, образна и логически выверена. Язык статьи богат и насыщен этнографическими находками, образными народными поговорками, что украсило и оттенило ее.
Хронологически найденная статья также дает основания пересмотреть некоторые оценки политических взглядов казахского лидера в канун 1905 года. В действительности 1905 год в советской «марксисткой» историографии был «вехой», к которой искусственно как бы прилагались события на местах. Обнаружение ранее неизвестной статьи А. Букейханова и Л. Чермака на наш взгляд позволяет датировать их решимость действовать цивилизованным путем, через СМИ, петиции, не 1905, а как минимум 1903 годом. Отрадно, что уже тогда Букейхановым и его сторонниками в русскоязычной периодической печати были подняты острые вопросы открытия школ для оседлого казахского населения. Педагогическая стезя не обошла его стороной: в 1903 году, когда вышла статья, Алихан, выпускник Санкт-Петербургского Лесного института, успевал передавать знания студентам Омского сельскохозяйственного училища (учил математике).
На примере гражданской позиции казахского общественного и политического деятеля, публициста, этнографа и педагога Алихана Букейханова кристаллизуется благородный путь передовой интеллигенции Востока в начале ХХ столетия к национально-культурной идентичности.
ЛИТЕРАТУРА
- Чермак Л., Букейханов А. Об арычном земледелии у киргиз Каркаралинского уезда // Восточное обозрение. 1903. № 76, 80.
- Восточное обозрение: газета литературная и политическая – Санкт-Петербург; Иркутск: выходит ежедневно. См. Научная библиотека Томского государственного университета. Фонд дореволюционных газет.
- Иркутская областная универсальная научная библиотека им. И. И. Молчанова-Сибирского. Шифр VOBR/1903/76. «Восточное обозрение». 1903. № 76, 80.
- Материалы для библиографии по этнографии и антропологии Казахстана и Среднеазиатских республик / Составлены Е. А. Вознесенской и А. Б. Пиотровским. Ленинград: Академия наук СССР, 266 с.
- Материалы… С. 151.
Компонент комментариев CComment