Проект нового Кодекса судейской этики – документ, играющий ключевую роль в обеспечении независимости судебной системы. Мы попросили Судью Верховного Суда, Председателя Союза судей Республики Казахстан Сакена Жусипахметовича Абдолла обсудить, какие изменения предлагаются в новом Кодексе, какие принципы и ценности в работе судей он будет продвигать, и какая ответственность лежит на судьях в соблюдении этого Кодекса, главной целью которого является укрепление доверия общества к судебной системе.
– Судейское сообщество активно обсуждает проект Кодекса судейской этики. Почему принятие этических правил поведения судьи так важно?
– Судейское сообщество с первых дней своего существования уделяет внимание регулированию вопросов судейской этики. Кодекс судейской этики является одним из важнейших документов судейского сообщества, определяющих этические правила поведения судей в профессиональной и внеслужебной деятельности. Так, первый Кодекс судейской этики был принят 19 декабря 1996 года на первом съезде судей. Хотя этот Кодекс включал всего 7 статей, это была первая попытка судейского корпуса заявить о своей готовности утверждать нравственные начала, принимать на себя этические обязательства и соответствовать им.
– В связи с чем судейское сообщество решило обновить свод этических правил? Разве этические нормы не являются неизменными и общепринятыми?
– Действительно, обсуждаемый проект Кодекса судейской этики является уже четвертым по счету. Кодексы в новой редакции судейской этики были приняты в 1996, 2009 и 2016 гг. и сейчас идет работа над текстом новой редакции четвертого Кодекса. Есть несколько причин периодического обновления важного документа судейского сообщества.
Так, на это имеются объективные причины – меняются правовые доктрины, требования законодательства, публикуются новые международные стандарты. Поэтому есть необходимость пересматривать положения Кодекса, приводить нормы в соответствие с измененным законодательством, новыми международными стандартами, переосмысливать запреты и ограничения, которые судьи принимают на себя.
Например, в Кодексе судейской этики 1996 года судьям вменялось соблюдать беспристрастность по делу, под которой понималось, что при рассмотрении дел судья должен воздерживаться от выражения своего мнения в любой форме и требовать того же от судебного персонала. В то время это казалось само собой разумеющимся, чтобы судья никаким образом не давал сторонам понять, что он думает о деле, и к какому результату приведет судебный процесс – стороны до оглашения решения по делу никак не могли и не должны были ни о чем догадаться. А сейчас в административной юстиции утверждается доктрина активной роли суда, который помогает истцу, как более слабой стороне в публично-правовом споре против административного органа. Судья вправе высказать предварительное правовое мнение, оказать содействие истцу в формулировании исковых требований. Следовательно, запрет воздерживаться от выражения своего мнения в любой форме морально устарел – это положение исключили из Кодекса судейской этики.
Или возьмем важные аспекты взаимодействия судьи со СМИ и иными субъектами публичной деятельности. С развитием Интернета, социальных сетей правил действующего Кодекса уже недостаточно для того, чтобы охватить участие судьи в социальных сетях. Один из участников обсуждения проекта Кодекса с общественностью отметил, что настало время формировать правила цифровой этики. Действительно это так. В практике были случаи, когда блогеры вели дискуссию с судьями в социальных сетях на личных страничках Facebook, допускали грубые высказывания провокационного характера в адрес судей и судебной системы, а затем жаловались на то, что судьи на эти выпады дают некорректные ответы. Центральный совет рассматривал данные жалобы и пришел к выводу о том, что имелись случаи, когда судья в пылу полемики допустил некорректные высказывания в ответ на грубость, что недопустимо для судьи, который в любом случае должен сохранять сдержанность, проявлять терпение и корректность публичной дискуссии.
За прошедшие годы со дня утверждения Кодекса судейской этики, практика применения его положений показала наличие определенных проблем в понимании при применении некоторых норм. Все это вызывает необходимость совершенствования и развития положений Кодекса. Требуется закрепление стандартов и правил поведения судей, которые бы отвечали обновленным международным стандартам и современному состоянию законодательства.
Проект Кодекса разработан в соответствии с реализацией Плана Нации. В нем отражены мнения судейского корпуса и ученых-правоведов, а также учтены положения «Бангалорских принципов поведения судей».
– Влияют ли на обновление этических норм зарубежный опыт и международные правовые акты в области прав человека и его права на судебную защиту?
– Конечно, влияют. Казахстан стремится соответствовать высоким международным стандартам отправления правосудия. Все замечания и рекомендации международных экспертов в области судебной власти и правосудия внимательно нами изучаются и анализируются. Мы не можем слепо копировать зарубежный опыт и механически переносить передовую практику на наши казахстанские реалии. Например, международные эксперты высказали мнение о том, что Кодекс и соответствующая практика его применения несколько жестко относятся к проявлениям свободы совести и религиозных убеждений. Для судебной системы Казахстана, который с недавних пор столкнулся с активизацией религиозных течений, распространением ношения хиджабов женщинами и прочими проявлениями религиозных предпочтений, стало важно продемонстрировать обществу, что судебная власть – это ветвь власти светского государства. Никто из обратившихся в суд не должен сомневаться в том, что судья, который посещает пятничный намаз или ходит в синагогу, при рассмотрении дела отдаст предпочтение своему единоверцу перед другой стороной. Поэтому судейскому сообществу стало необходимым принять на себя этические обязательства – сдержанность при реализации конституционной гарантии – свободы совести. Разработчики нового проекта постарались в нормах Кодекса точнее разграничить публичную и частную сферы жизни судьи, найти верную формулировку для соблюдения правил поведения судьи.
Кодекс судейской этики не является неизменным сводом правил, Кодекс должен реагировать не только на изменения в национальном законодательстве о судебной системе и статусе судей, но и учитывать изменение международных стандартов. К примеру, в июле 2006 года Экономический и Социальный Совет Организации Объединенных Наций принял резолюцию, в которой рекомендовал судебным органам принять во внимание Бангалорские принципы поведения судей (приняты в 2006 году) в процессе обзора или разработки норм поведения судей и работников судебных органов.
Изучение высоких миссий и большой ответственности в правовой сфере с Postfactum — это важный шаг к пониманию роли права в обществе. После дня, проведенного в погружении в сложные юридические вопросы, почему бы не добавить немного азарта, посетив vavada зеркало? Независимо от того, хотите ли вы расслабиться после напряженного дня или просто ищете развлечения, vavada зеркало предлагает уникальный и захватывающий игровой опыт, который поможет вам насладиться свободным временем.
– Этические нормы при отправлении правосудия необходимы – это понятно. Но зачем трогать частную жизнь судей? Ведь каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни?
– Во время обсуждения проекта Кодекса судейской этики некоторые адвокаты неоднократно заявляли – нам все равно, что делает судья во внеслужебное время, как только он снял мантию, мы теряем к нему интерес. Представляется, что это не совсем так, поскольку повседневная жизнь судьи далеко не ограничивается процессуальными отношениями с адвокатами. Судья, независимо от того, где он находится – в суде, общественном месте, социальных сетях, все-таки привлекает пристальное внимание общественности – людей интересует частная жизнь тех, кто, как говорится, вершит судьбы других. Поэтому мы должны сформулировать в проекте правила поведения судей и в частной жизни для того, чтобы судья, как носитель судебной власти, и во внеслужебной жизни вел себя так, чтобы вселять уверенность в своей честности, порядочности, нравственности. Только так мы можем поддерживать в гражданах доверие к судебной системе и веру в то, что судебная власть надежно стоит на защите его прав и интересов.
– Как проходит обсуждение проекта Кодекса судейской этики?
– Мы неоднократно собирались, чтобы обсудить проект Кодекса с общественностью. Это адвокаты, юридические консультанты, ученые – те, кто может высказать свое веское слово и компетентное мнение. В целом, представленный на суд общественности проект Кодекса вызвал одобрение. Существенных замечаний нет. Есть отдельные предложения по совершенствованию положений Кодекса или редакции его норм. Все потому, что мы прислушались и учли в проекте ранее высказанные суждения общественности о необходимости четко разграничить основания для этической ответственности судьи перед судейским сообществом и дисциплинарной ответственностью перед Судебным жюри, а также отрегулировать правила поведения судей в публичной информационной деятельности и частной жизни. Можно назвать новацией включение в содержание проекта Кодекса обязанность Центрального совета и территориальных структур Союза судей давать судьям по их запросу разъяснения о применении положений Кодекса и др.
Необходимо отметить, что, несмотря на наличие отдельных претензий к судьям о несвоевременности начала судебных процессов, допускаемой судьями грубости, представители общественности не оспаривают важный тезис о том, что никакие законы и этические правила не должны посягать на независимость судей. Поэтому этические нормы могут стать основанием для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности в исключительных случаях, предусмотренных в Конституционном законе о судебной системе и статусе судей. Также следует отметить, что предложенные судьями из регионов Казахстана нормы об установлении в проекте требований к председателям судов и судебных коллегий безусловного соблюдения независимости судей были изначально восприняты и практически не претерпели изменений в последующих обсуждениях проекта.
– Какова практика соблюдения судьями судейской этики?
– Основное количество обращений граждан в Комиссию по судейской этике связано с ошибочным представлением заявителей о признании того или иного факта нарушением норм Кодекса судейской этики. По этим основаниям Комиссии принимали решение об отсутствии факта совершения порочащего проступка, противоречащего судейской этике и нарушений Кодекса, прекращая производство, или давали разъяснения о процессуальном порядке обжалования принятых решений.
Наиболее частым нарушением Кодекса судейской этики, допускаемым судьями, является непроцессуальный контакт.
Обязанность судьи – это терпеливо и уважительно относиться к участникам процесса, что выполняется не всегда. Действительно некоторые судьи допускают некорректные высказывания в адрес участников процесса, а также грубое обращение с участниками процесса.
Для формирования положительного образа судьи в обществе, Центральный совет Союза судей особо обращает внимание на обеспечение справедливости и равенства граждан, не допуская дискриминацию ни в какой форме.
Также необходимо обратить внимание на то, что из обжалованных судьями решений Комиссии по судейской этике филиалов почти половина отменяется. Это очень важный показатель, так как одним из основных задач органа судейского самоуправления является защита конституционных прав, а также независимость судьи.
Центральный совет рекомендует Комиссиям по судейской этике филиалов Союза судей рассматривать поступившие обращения в отношении судей в строгом соответствии с нормами Кодекса, давая объективную оценку каждому факту недостойного поведения при исполнении профессиональных обязанностей и в быту. Исключить факты необоснованного привлечения судей к дисциплинарной ответственности.
– Каковы планы судейского сообщества в отношении проекта Кодекса? Когда его собираются принять?
– В настоящее время рабочая группа, отточив текст и структуру проекта Кодекса, 19 января текущего года обсудила его на завершающей конференции, которая, как и прежние конференции, проведена при содействии представительства Американской Ассоциации юристов Инициатива Верховенства права в Казахстане (ABA ROLI).
После последнего обсуждения с участием общественности отредактированный проект Кодекса направлен в государственные и общественные организации. Вопрос об утверждении проекта новой редакции Кодекса судейской этики планируем включить в повестку дня очередного девятого Съезда судей, который намечено провести в октябре 2024 года. Судьи - члены рабочей группы по подготовке проекта Кодекса судейской этики должны принять участие в этом съезде, чтобы завершить работу над замечаниями и предложениями, которые будут высказаны делегатами судейского сообщества и приглашенными на съезд.
Также намерены разработать и принять Комментарий к Кодексу судейской этики, который поможет судьям и иным заинтересованным лицам лучше понять положения об этических требованиях, устранить превратное толкование норм и уменьшить субъективизм в оценке поведения судей. В целом принятие нового Кодекса должно, на наш взгляд, помочь судьям выбирать оптимальную с точки зрения этики линию поведения, применять корректные формы общения с окружающими как в профессиональной деятельности, так и в быту, а также поддержать уверенность наших граждан в том, что правосудие в Казахстане осуществляется не только в правовом поле, но и с соблюдением этических принципов поведения.
Целью Кодекса этики должна быть декларация в позитивном плане тех высоких морально-этических принципов, которыми руководствуются судьи в своей профессиональной деятельности и в жизни в целом. Это не перечень возможных нарушений с набором наказаний, а декларирование таких стандартов, которые показывают и поддерживают высокий статус судьи в обществе и демонстрируют понимание судьями своей миссии, что будет служить основанием для доверия общества к судебной власти. Также необходимо учесть, что все государства принимают и внедряют кодексы судейской этики с целью защиты независимости и беспристрастности судебной власти.
Проект Кодекса размещен на сайте Центрального совета Союза Судей Республики Казахстан, каждый желающий может внести свои предложения и комментарии к нему.
Сакен АБДОЛЛА, судья Верховного Суда, Председатель Союза судей Республики Казахстан
Интервью вела Кайрлыгаш Баймуратова
Компонент комментариев CComment